Суд огласит приговор по второму делу экс-главы ЮКОСА Михаила Ходорковского
15 декабря 2010 года
Хамовнический суд Москвы в среду приступит к оглашению приговора бывшему главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и экс-главе МФО "Менатеп" Платону Лебедеву, которые обвиняются в хищении свыше 200 миллионов тонн нефти и отмывании выручки с ее продажи.
Как ожидается, оглашение приговора, на написание которого председатель суда Виктор Данилкин взял 43 дня, займет более недели. Однако уже в первый день из описательно-мотивировочной части станет известно, оправдательный или обвинительный приговор выносит суд и, соответственно, есть ли у Ходорковского и Лебедева шанс выйти на свободу в следующем году, когда истекает срок их наказания по первому уголовному делу.
Гособвинение требует для подсудимых, отбывающих восьмилетнее наказание по первому делу, по 14 лет колонии. Между тем адвокаты не исключают, что на очереди - возбуждение третьего дела против их подзащитных.
Ходорковский и Лебедев вину отрицают, называя все обвинения ложью. "Желаю вам мужества, ведь все понимают, что ваш приговор навсегда останется в истории", - сказал экс-глава ЮКОСа, обращаясь к судье в "последнем слове".
ПРОКУРАТУРА УВЕРЕНА В ПРАВОТЕ
Гособвинение расценивает как "явную ложь" доводы Ходорковского, Лебедева и их защитников о невиновности. Прокурор Валерий Лахтин выразил уверенность, что суд в процессе вынесения приговора "удостоверится в этой явной лжи".
По его словам, подсудимые строили свою защиту на формировании в обществе мнения о политической составляющей своего уголовного дела, в том числе, подобную информацию они вбрасывали в подконтрольные им СМИ. Гособвинение рассчитывает, что суд удовлетворит его требование приговорить Ходорковского и Лебедева к 14 годам колонии общего режима каждого.
В то же время в ходе прений сторон прокуратура отказалась от обвинения подсудимых в хищении акций Восточной нефтяной компании (ВНК) за истечением срока давности. Также гособвинение "за недоказанностью" сократило объем нефти, в хищении которого обвиняются предприниматели, - с 350 миллионов тонн до 200.
Ходорковский и Лебедев подпадают под смягчение закона с учетом президентских поправок, поэтому прокуратура просила суд квалифицировать действия Ходорковского и Лебедева в редакции Уголовного кодекса РФ 2010 года, в которой снижено наказание за совершение экономических преступлений.
ПОЗИЦИЯ ЗАЩИТЫ
Защита подсудимых полагает, что отказ прокуратуры от части обвинений носит тактический характер и не влияет принципиально на существо дела. Адвокат Юрий Шмидт уверен, что в результате корректировок из обвинительного заключения были удалены самые уязвимые места.
В свою очередь Ходорковский считает, что из него и Лебедева "сделали символ борьбы с произволом", поэтому, по его мнению, оправдательный приговор станет подтверждением независимости судебной системы РФ. Обращаясь к судье Данилкину с последним словом, экс-глава ЮКОСа подчеркнул, что от приговора зависит "судьба каждого гражданина страны".
Ходорковский назвал предъявленные ему обвинения по второму делу абсурдными. По его мнению, в России "царит силовая бюрократия, которая может все, прав у человека, сталкивающегося с системой, тоже нет".
ТРЕТЬЕ ДЕЛО
Адвокаты не исключают предъявления новых обвинений Ходорковскому и Лебедеву. Защитник Лебедева Константин Ривкин сообщил, что слухи о третьем уголовном деле курсируют уже давно. Даже на процессе по второму делу прокуроры неоднократно заявляли суду, что преступления, по их данным, совершались в составе организованной группы, хотя Ходорковскому и Лебедеву не вменяется статья 210 УК РФ (организация преступной группировки).
"Если они пошли по пути объявления всего менеджмента ЮКОСа организованной группировкой, то надо расставить все точки над "i", - сказал Ривкин, уточнив, что в таком случае экс-главе ЮКОСа и бывшему руководителю "Менатепа" можно вменить и статью 210 УК РФ.
Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство крупнейшей на тот момент нефтяной компании страны в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти". Многие на Западе до сих пор считают "дело ЮКОСа" политически мотивированным, однако российские власти это категорически опровергают.