Российские проекты совместного осуществления не удастся сохранить после 2012 г - WWF
13 декабря 2010 года
Российские проекты совместного осуществления (ПСО или JI, joint implementation) завершатся через два года вместе с окончанием первого периода обязательств по Киотскому протоколу, считает глава климатической программы WWF России Алексей Кокорин.
Сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата проходила в мексиканском Канкуне с 29 ноября по 11 декабря. Одним из наиболее спорных вопросов, обсуждавшихся в ходе переговоров, стала дальнейшая судьба Киотского протокола - единственного на сегодня юридически обязывающего соглашения о снижении выбросов парниковых газов, принятого в 1997 году. Первый период обязательств по протоколу истекает в 2012 году. Развивающиеся страны выступают за второй период, тогда как Россия, Канада и Япония резко выступили против этого.
"ПСО (проекты совместного осуществления) существуют только при наличии обязательств стран по статье 3 Киотского протокола. Если обязательств нет... то нет и ПСО. И какие-то хитрые вещи другие страны не позволят нам сделать, тем более что развивающиеся страны и Евросоюз недовольны, что мы отказались участвовать во втором периоде Киотского протокола. Китай и ЕС просто не дадут нам хитрым образом продлить ПСО", - сказал Кокорин, который был российским наблюдателем на конференции в Канкуне.
Ранее глава российской делегации на переговорах по климату в Канкуне Александр Бедрицкий заявил , что Россия будет настаивать на сохранении механизма.
Киотский протокол предусматривает два основных механизма реализации проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, за которые их участники получают так называемые углеродные единицы, квоты на выбросы. В рамках механизма чистого развития (CDM) развитые страны реализуют такие проекты в развивающихся, а в рамках механизма совместного осуществления (JI)?развитые страны работают совместно. Большинство проектов JI реализуются в странах Восточной Европы, а первые российские проекты прошли внутреннее и международное утверждение в 2010 году.
Кокорин подчеркнул, что Россия заинтересована в том, чтобы бизнес активно участвовал в проектах совместного осуществления, в реализации механизмов торговли квотами, в притоке технологий, "которые помогут нам модернизировать нашу энергетику в какой-то части, ЖКХ, снизить выбросы". Однако, по мнению эксперта, позиция России не позволит сохранить проекты совместного осуществления.
"Россия отказалась участвовать во втором периоде Киотского протокола. Я не считаю, что это безусловно неправильный шаг - с экологической точки зрения все в порядке. А вот с экономической... это уже не мне судить", - сказал эксперт WWF.
В конце июля Минэкономразвития РФ утвердило первые 15 российских проектов в рамках механизма JI, а в октябре Сбербанк, оператор углеродных единиц российского рынка, начал экспертизу заявок, поданных на второй конкурс. Объем сокращения выбросов в рамках проектов-победителей первого конкурса, составляет 30 миллионов тонн CO2-эквивалента, на второй конкурс с аналогичным по объему лимитом было подано 58 заявок на 75,6 миллиона тонн.
"Начатые проекты в России будут благополучно выполняться два года, после чего непонятно, как можно будет выпускать единицы сокращения выбросов. После конца 2012 года единицы нельзя будет создавать", - сказал Кокорин.
В итоговом документе переговоров по Киотскому протоколу в Канкуне стороны договорились, что специальная рабочая группа по этому вопросу "постарается завершить свою работу и передать ее результаты для принятия решением Конференции сторон как можно раньше и так, чтобы не возникло разрыва между первым и вторым периодами".
Развивающиеся страны, в частности, Индия, Китай, страны латиноамериканского блока и малые островные государства (группа AOSIS), считают, что второй период по единственному на данный момент юридически обязывающему соглашению жизненно необходим. Китай и Индия называли второй период "пунктом, не подлежащим обсуждению", а президент Боливии Эво Моралес в своей выступлении на пленарном заседании заявил, что отказ от Киотского протокола может привести к "экоциду" - гибели людей в регионах, уязвимых для изменения климата.
Япония и Россия неоднократно заявляли о том, что не видят смысла во втором периоде по более не эффективному документу: на страны Киотского протокола приходится лишь около 27% мировых выбросов парниковых газов.