Правительство РФ рассмотрит инвестпрограмму и финплан РЖД на 2011-2013 гг
1 декабря 2010 года

Президиум правительства России в среду рассмотрит проекты консолидированного финансового плана и инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и его основных дочерних обществ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, сообщается в материалах к заседанию правительства.

"Предлагаемые решения по проекту финансового плана и инвестиционной программы должны, с одной стороны, соответствовать параметрам, предусмотренным федеральным бюджетом на соответствующий период, прогнозу социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, с другой стороны - обеспечить финансовую сбалансированность деятельности ОАО "РЖД", а также реализацию инвестиционных проектов в области железнодорожного транспорта, направленных на недопущение инфраструктурных ограничений для роста экономики страны", - говорится в материалах.

Таким образом, заключается в сообщении, финплан должен в равной степени учитывать как существующие макроэкономические ограничения по параметрам индексации тарифов услуги РЖД, оказываемые в состоянии естественной монополии, так и потребности экономики в динамичном и инновационном развитии железнодорожного транспорта. Материалы внесены в правительство Минтрансом России.

ТРЕХЛЕТКА

Инвестпрограмма железнодорожной монополии на ближайшие три годы кабинету министров представляется в конце каждого года. Помимо планируемых объемов инвестиций, РЖД озвучивает предварительные итоги по прибыли, выручке, погрузке, пассажирообороту на текущей год, а также планах и прогнозах на следующий год.

Правительство РФ в декабре прошлого года утвердило инвестиционные программы РЖД на три года: на 2010 год - 270,5 миллиарда рублей, на 2011 год - 285 миллиардов рублей, на 2012 год - 299,9 миллиарда рублей. Однако уже в апреле компания заговорила о планах увеличить объем инвестпрограммы на 2010 год. Первоначально инвестпрограмму предполагалось скорректировать на сумму от 5 до 24 миллиардов рублей. В итоге совет директоров РЖД на заседании 15 октября принял решение о ее увеличении до 315 миллиардов рублей.

Что касается инвестпрограммы на следующий год, то в сентябре президент РЖД Владимир Якунин говорил, что она планируется в объеме 349 миллиардов рублей. При этом по итогам заседания совета директоров компании в начале ноября он сообщил, что инвестиционная программа компании на 2011 год может составить почти 400 миллиардов рублей. Глава РЖД отмечал, что это теоретические цифры, связанные с продажей активов монополии, и окончательное решение об объеме инвестпрограммы будет принято на заседании правительства.

В свою очередь источник, присутствовавший на том же заседании, рассказывал, что цифра 349 миллиардов рублей фигурировала в качества варианта инвестпрограммы на следующий, на 2012 год был озвучен объем 364 миллиарда рублей, на 2013 год - 326 миллиардов рублей.

ПРОГНОЗЫ

Год назад, представляя правительству прогнозы на 2010 год, РЖД закладывали рост погрузки на 3,7%. Но уже в апреле текущего года компания повысила прогнозный показатель до 5,0%, а в июле стало известно, что он может превысить и 5,0%.

В соответствии с последними корректировками финплана РЖД на 2010 год, по итогам года погрузка вырастет на 7,5% - до 1,191 миллиарда тонн, доходы от грузовых перевозок на 17,4%, чистая прибыль в три раза - до 43,5 миллиарда рублей.

Глава РЖД сообщал, что компания на 2011 год будет закладывать рост погрузки на уровне 3%.

ДЕФИЦИТ

В феврале текущего года Якунин сообщил, что дефицит инвестпрограммы РЖД до 2015 года составляет около 400 миллиардов рублей. Единственным возможным источником финансирования для увеличения объемов инвестбюджета РЖД, по его словам, являются целевые взносы государства в уставный капитал компании.

В случае принятия положительного решения об оказании дополнительной господдержки на реализацию проектов развития РЖД, рассказывал глава компании, удастся снизить протяженность пути просроченного тяжелыми видами ремонта на основных направлениях сети железных дорог, износ систем электрической централизации и контактной сети; сохранить объемы приобретения моторвагонного подвижного состава на уровне 2009 года и увеличить темпы обновления тягового подвижного состава; продолжить реализацию начатых проектов по развитию инфраструктуры, а также построить дополнительно около 700 километров вторых путей и открыть 83 разъезда в целях ликвидации "узких мест" на Транссибирской магистрали, Северо-Западном полигоне сети и на БАМе.

Якунин отмечал, что данный бюджет не позволит решить всех задач по развитию железнодорожной инфраструктуры и обновлению основных фондов железных дорог, но компания на период до 2015 года сможет обеспечить приемлемый уровень безопасности перевозочного процесса.

Позднее замминистра транспорта РФ Андрей Недосеков говорил, что дефицит инвестпрограммы РЖД на 2012 год составляет около 100 миллиардов рублей. Одним из вариантов покрытия дефицита инвестпрограмм РЖД на будущие годы он назвал продажу активов, в том числе контроля в ОАО "ТрансКонтейнере", где "Российским железным дорогам" принадлежит сейчас 50% плюс одна акция. Якунин, комментируя это предложение, сказал, что компания не найдет "такого объема активов, чтобы компенсировать этот дефицит". По его словам, это не компенсирует потребности экономики РФ в развитии железнодорожной инфраструктуры и железнодорожной отрасли.