Политическая ситуация в БиГ остается сложной по вине международного сообщества - эксперт
31 декабря 2010 года

Серьезные политические сдвиги, необходимые для создания эффективного государства, не происходят в Боснии и Герцеговине по вине международного сообщества, допустившего легитимацию националистов и укрепление разделительных линий, заявил в интервью декан философского факультета Сараевского университета Иво Комшич.

Политические партии БиГ, лидировавшие на выборах 3 октября, до конца года не смогли договориться о формировании власти на государственном уровне. Запад призывает боснийских лидеров ускорить формирование работоспособных органов власти.

"Политические отношения в БиГ остаются очень сложными через 15 лет после войны. Политика по-прежнему основана на этническом принципе, и националисты продолжают доминировать... Международное сообщество полагало, что единственным убедительным механизмом демократизации боснийского общества являются частые выборы. Однако это только легитимировало национальные партии", - заявил Комшич.

По мнению собеседника, даже те партии, которые называет себя многонациональными, не проводят многонациональную политику.

"США и ЕС говорят, что они хотят видеть функциональную, демократическую и экономически жизнеспособную Боснии и Герцеговину, однако они почти ничего не делают для того, чтобы она стала такой", - считает Комшич.

По словам собеседника, БиГ не является эффективным государством, поскольку действующий механизм принятия решений в государственных органах позволяет отдельным его участникам блокировать всю систему.

"Это положение нельзя изменить путем договоренности. Нужно менять конституцию таким образом, чтобы исключалась возможность блокирования работы государства", - полагает эксперт.

И хотя конституцию следует поменять радикальным образом, сделать это в обозримой перспективе не удастся, полагает Комшич.

"Наша конституция была принята в очень тяжелых условиях окончания войны, и поменять ее будет еще сложнее, поскольку никто не хочет терять свои позиции", - говорит Комшич.

В основе конституции Боснии и Герцеговины лежит Дейтонское мирное соглашение, положившее конец конфликту 1992-1995 годов. Дейтонская модель предполагает сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов - боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов. БиГ состоит из двух частей (энтитетов) - Федерации Боснии и Герцеговины (мусульмано-хорватской) и Республики Сербской. Это союз двух территориальных образований, имеющих обособленное положение.

"Дейтонская конституция была основана на идее окончания войны. Это был не очень хороший компромисс, но все же он позволил остановить войну. Новая конституция должна быть основана на совершенно другой идее... Если мы говорим о построении государства с единым адресом, как выражаются в США и ЕС, государства с работоспособным правительством и парламентом, государства, в котором соблюдаются права человека, то это абсолютно другая идея, на основе которой должна строиться конституция", - говорит собеседник.

По его оценке, невозможно построить работоспособное государство на основе идеи раздела и сохранения военных интересов.

По словам Комшича, действующих политиков не интересует изменение существующего положения, поскольку они могут существовать только в разделенной стране.

"Если США и ЕС действительно хотят функционального, жизнеспособного, демократического государства, они должны настаивать на этом, а не просто делать красивые заявления, после которых местные лидеры продолжают прежнюю политику", - говорит Комшич.

Собеседник напомнил, что реформа армии в БиГ прошла в свое время достаточно быстро, поскольку американская администрация была заинтересована в этом. По оценке Комшича, другие вопросы интересовали США в меньшей степени, и Вашингтон передал инициативу Европейскому союзу, который не проявляет достаточной активности.

"Здесь работает Высокий представитель (международный администратор), который должен увольнять людей, препятствующих развитию страны", - считает Комшич.

Однако по словам собеседника, последние дипломаты, занимавшие пост Высокого представителя, "практически ничего не могли сделать, чтобы направить процессы в нужное русло", поскольку не имели четкой поддержки со стороны Европейского союза.

Аппарат Высокого представителя (АВП) был развернут в БиГ международным сообществом после окончания боснийского конфликта 1992-1995 годов. Высокий представитель играет роль координатора международных усилий по реализации гражданских аспектов Дейтонского мирного соглашения.