Летно-технические характеристики самолета Ту-154
4 декабря 2010 года
Самолет Ту-154 авиакомпании "Дагестанские авиалинии" совершил в субботу в "Домодедово" аварийную посадку с неработающими двигателями и получил серьезные повреждения, выкатившись за пределы взлетно-посадочной полосы, по последним данным, два человека погибли, не менее 40 пострадали.
Ниже следует информация о технических характеристиках самолета.
Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 разработан в ОКБ Туполева. Он стал первым советским самолетом, который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности.
Проектное задание ставило задачу создать самолет, равный по дальности и надежности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под руководством главного конструктора Сергея Егера. Дальнейшее совершенствование велось под руководством Алексея Туполева и Александра Шенгардта.
В 1968 году изготовлено шесть прототипов (один из них, с бортовым номером 85005, стоит на ВДНХ). 3 октября 1968 года экипаж летчика-испытателя Юрия Сухова впервые поднял самолет в небо. Серийное производство Ту-154 началось в 1969 году в Куйбышеве. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже. Испытания самолета Ту-154 продолжались около пяти лет.
Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35 градусов по линии четверти хорд), Т-образным оперением и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из трех турбореактивных двухконтурных двигателей НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Кузнецова. На модификации Ту-154 М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ Соловьева. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий - внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом.
Шасси самолета Ту-154 трехстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Крыло трехлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено предкрылками, трехщелевыми закрылками (на Ту-154 М - двухщелевыми), интерцепторами и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающим от вспомогательной силовой установки (возможна работа на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор "Гроза-154", навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013.
Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолетов с целым рядом свойств третьего поколения. На нем впервые в практике отечественного гражданского самолетостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым стабилизатором, трёхкратное резервирование всех систем, система электроснабжения переменного тока, трехосные основные тележки шасси (аналогов в мире не имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом рабочего места штурмана из остекленного носа в кабину, навигационно-вычислительное устройство с индикацией места самолета на движущейся карте.
Избыточная тяговооруженность, также примененная впервые, дала высокую безопасность полета и экономию топлива (двигатели в крейсерском полете работают на пониженных режимах). Самолет Ту-154 может продолжать полет при отказе одного двигателя на любом этапе полета без существенных ограничений. Ту-154 первым из гражданских получил сертификат Госавиарегистра СССР на соответсвие нормам по пролетным шумам.
Ближайшим аналогом самолета является американский Boeing-727 (первый полет в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По ряду параметров "Боинг" в 1960-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать и сейчас, после модернизации. В частности, удельная нагрузка на грунт у "Боинга" составляет 31-33 тонны, тогда как у Ту-154 - 17-19 тонн, а это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать у себя самолеты данного типа.
Первым в "Аэрофлоте" новый самолет стал осваивать Внуковский авиаотряд. В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды.
С 1980-х годов и по настоящее время Ту-154 - самый массовый отечественный среднемагистральный самолет. Он летает в небе всех континентов, включая Антарктиду (рейс Москва-Мирный).
В процессе производства он неоднократно модернизировался (самая крупная модернизация - Ту-154 М в 1982 году). Серийное производство продолжалось до 2005 года. Всего изготовлено 926 самолетов Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира, в том числе в Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в Словакии), Югославию.
Ту-?154 - пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности. Наряду с Ту?-134 вот уже несколько десятилетий является основным авиаперевозчиком России. Сотни самолетов продолжают успешно эксплуатироваться и в других странах.
На сегодняшний день выпущено более 900 Ту?154. Наиболее успешной из массовых вариантов стала модификация Ту?154М, в которой за счет применения новых, более экономичных двигателей, а также улучшения местной аэродинамики планера и силовой установки удалось значительно поднять экономические показатели самолета.
Технические характеристики (модификации Ту-154М):
Пассажировместимость - ? 164-180
Диаметр фюзеляжа - ? 3,8 метра
Длина самолета - ? 48 метров
Размах крыла - ? 37,5 метра
Высота самолета - ? 11,4 метра
Максимальная взлетная масса - ? 104 тонны
Коммерческая нагрузка - ? 18 ттонн
Крейсерская скорость - ? 850-900 километров в час
Дальность полета - ? 4 тысячи километров
Первый полет ТУ?154 - ? 1968 год
Первый полет ТУ?154М - ? 1984 год