Ходорковский, похоже, будет сидеть в тюрьме
27 декабря 2010 года
Хамовнический суд Москвы вынес обвинительный приговор по второму делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева. Установлено, что Ходорковский и Лебедев совершали преступления по корыстным мотивам, с целью личного обогащения; при этом по части обвинений дело прекращено за истечением срока давности. Оглашение приговора судьей Виктором Данилкиным может занять несколько дней.
Ходорковский и Лебедев обвинялись в хищении акций Восточной нефтяной компании, хищении нефти у "дочек" ЮКОСа и отмывании денежных средств с ее продажи. Они осуждены по первому приговору к восьми годам заключения каждый, срок их наказания истекает в 2011 году.
ОТМЕНА ТРАНСЛЯЦИИ
Представители СМИ, пришедшие в понедельник к Хамовническому суду Москвы, испытывали значительные затруднения в проходе на оглашение приговора. Несмотря на то, что оглашение должно было начаться в 10.00, возможность пройти в здание суда появилась лишь в начале десятого. У здания собралось более 150 человек, большая часть из которых - журналисты. В первую очередь стали пропускать съемочные группы, затем сотрудников некоторых информагентств.
Сторонники обвиняемых начали спонтанный митинг около входа в здание суда, выкрикивая "Свободу!", размахивая плакатами и портретом Ходорковского. С улицы до зала суда иногда доносились выкрики собравшихся у здания: "Свободу Ходорковскому!".
По данным столичного ГУВД, у Хамовнического суда в понедельник за попытку проведения несанкционированного митинга в поддержку Ходорковского были задержаны 12 человек, с ними проводится разбирательство.
Позднее стало известно, что суд отменил прямую трансляцию оглашения приговора в зал для прессы, из которого журналисты могли работать в ходе процесса. Причина отмены трансляции неизвестна. При этом в основной зал попали только съемочные группы российских и зарубежных телеканалов и не более 30 представителей пишущих СМИ.
ЧАСТЬ ДЕЛА ПРЕКРАЩЕНА
В начале оглашения приговора судья Данилкин объявил, что суд вынес Ходорковскому и Лебедеву обвинительный приговор. При этом он сообщил, что суд прекратил за истечением срока давности их уголовное преследование по части обвинений. Данилкин не уточнил, по какой именно. Оглашая приговор, судья не зачитывал эпизоды, касающиеся хищения акций ВНК.
В ходе прения сторон прокуроры попросили признать фигурантов дела виновными в хищении акций ВНК, однако настаивали на прекращении данного эпизода и освобождении подсудимых от уголовной ответственности, поскольку, по их мнению, по этой части обвинений истек срок давности - с момента совершения вменяемого преступления прошло более десяти лет.
Когда судья заявил, что часть уголовного дела прекращена, адвокаты предположили, что это касается именно этих обвинений. Адвокат Лебедева Константин Ривкин выразил предположение, что в этом случае с Ходорковского и Лебедева должны снять и ряд обвинений в хищении нефти, поскольку подсудимым вменяется совершение этих преступлений в период с 1998 по 2001 год, а срок давности по этим обвинениям также составляет десять лет.
РУКОВОДИТЕЛИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ
Суд признал Ходорковского и Лебедева руководителями организованной группы, занимавшейся хищением нефти, а также счел, что обвиняемые и члены организованной группы использовали похищенное для собственного обогащения. Меньшую часть средств, как следует из приговора, они вкладывали в действующие предприятия нефтедобычи и переработки, чтобы воспроизвести добычу сырья и его переработку и создать возможность дальнейшего продолжения хищений.
Кроме того, ЮКОС намеренно ставил своих "дочек" - нефтедобывающие компании "Томскнефть", "Самаранефтегаз" и "Юганскнефтегаз" - в заведомо невыгодные экономические условия. В приговоре говорится, что Ходорковский и Лебедев обеспечили заключение генеральных соглашений между ЮКОСом и "Юганскнефтегазом", "Томскнефтью" и "Самаранефтегазом", которые "противоречили интересам последних и предметом которых являлось установление обязательных для сторон организационных условий, необходимых для беспрепятственного завладения нефтью".
Данилкин уточнил, что в этих соглашениях право собственности на продукцию, добытую в составе скважинной жидкости, переходит ЮКОСу от "дочек" прямо на устье каждой конкретной скважины, немедленно после извлечения скважинной жидкости из недр.
"Тем самым нефтедобывающие предприятия изначально ставились в экономически невыгодные для них условия", - сказал председатель суда.
ФИКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И ПОДСТАВНЫЕ КОМПАНИИ
Как следует из приговора, ЮКОС составлял заведомо фиктивные договоры купли-продажи нефти с указанными компаниями и скупал у "дочек" нефтепродукты по заведомо заниженным в два-четыре раза ценам.
"Договоры-купли продажи нефти носили фиктивный характер, поскольку включали в себя заведомо ложные сведения о том, что покупателем нефти выступает ЮКОС. Между тем Ходорковскому, Лебедеву и их сообщникам было достоверно известно, что ЮКОС фактическим покупателем нефти не является, а продукция нефтедобывающими предприятиями самостоятельно отгружается непосредственно российским и зарубежным потребителям", - говорится в приговоре.
Судья также отметил, что цена нефтепродуктов устанавливалась членами организованной группы и покрывала только затраты на их добычу и была в два-четыре раза ниже рыночной.
Суд, помимо этого, установил, что Ходорковский Лебедев создали ряд подставных компаний с целью хищения выручки с продажи нефти.
"С целью сокрытия подставного характера этих компаний от налоговых и иных контролирующих органов, разработанный Ходорковским, Лебедевым и другими участниками организованной группы план хищения вверенного имущества предусматривал периодическое обновление искусственных схем сбыта нефти и нефтепродуктов, то есть регулярную замену в таких схемах одних подставных организаций - нефтетрейдеров, занимающихся оформлением перепродажи нефти и нефтепродуктов, на другие, в том числе вновь учрежденные", - говорится в приговоре.
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА
Суд установил, что Ходорковский и Лебедев совершили присвоение чужого имущества с использованием служебного положения. Экс-глава ЮКОСа и бывший руководитель МФО "Менатеп" легализовали имущество, добытое преступным путем.
"С целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению похищенной нефтью, Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы оформили от имени ОАО НК "ЮКОС" фиктивные договоры ее купли-продажи с подставными фирмами на внутреннем и внешнем рынке, то есть совершили легализацию имущества, добытого преступным путем", - говорится в приговоре.
ФИКТИВНЫЕ СДЕЛКИ С АКЦИЯМИ ВНК
Ходорковский и Лебедев совершили целый комплекс фиктивных сделок, чтобы иметь возможность беспрепятственно похищать нефть у дочек, установил суд. В частности, подсудимые обеспечили заведомо фиктивные сделки купли-продажи и мены акций ВНК на акции ЮКОСа, а с целью придания видимости обоснованности этих сделок подсудимые использовали заведомо ложные акты оценок стоимости акций обеих компаний, в которых стоимость акций ВНК была сильно занижена, а ЮКОСа - завышена, говорится в приговоре.
В качестве подтверждения противоправности действий обвиняемых судья перечислил ряд договоров по сделкам, отметив, что все они "носили фиктивный характер, поскольку включали в себя заведомо ложные сведения о том, что покупателем нефти выступает ЗАО "ЮКОС-М".
МНИМЫЕ АУКЦИОНЫ
В приговоре уточняется, что соучастники преступления "с целью создания видимости рыночного механизма формирования цен закупки нефти, сокрытия противоправности оформления неравноценных сделок и, в конечном итоге, обеспечения возможности похищения нефти" обеспечивали ЮКОСу и другим подставным обществам статус победителя торгов на право закупки нефти у дочерних предприятий, которую тем предстояло добыть в течение следующего месяца.
При этом членам организованной группы было достоверно известно, что такие аукционы, организованные по указанию руководителей ОАО "НК "ЮКОС", носят мнимый характер, поскольку все участвующие в них компании являются подставными юрлицами, подконтрольными участникам группы, говорится в приговоре.
ОБМАН АУДИТОРОВ PWC
Cуд также установил, что Ходорковский и Лебедев обманывали аудиторов, дававших заключения о финансовой отчетности ЮКОСа.
Подсудимые и их защита в ходе процесса неоднократно отмечали, что отсутствие хищений подтверждают аудиторские заключения компании PricewaterhouseCoopers (PwC), которые констатировали, что финансовая отчетность ЮКОСа была прозрачной и достоверной.
В приговоре говорится, что Ходорковский и Лебедев создали подставные компании, через которые осуществлялось движение нефти, ценных бумаг и денежных средств, именуя их операционными.
"Ходорковский, Лебедев и члены организованной группы с целью сокрытия совершенных преступлений, предъявляли их балансы наряду с балансами дочерних нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий международным аудиторским компаниям и, таким образом, обманным путем убеждали, что все они находятся в кругу консолидации ОАО НК ЮКОС", - говорится в приговоре.
ОБВИНЕНИЕ И ЗАЩИТА
Гособвинители пока не намерены комментировать приговор по второму делу. На просьбу журналистов прокомментировать обвинительный характер приговора один из прокуроров заявил, что никаких комментариев не будет до того момента, пока суд не закончит оглашение решения.
В понедельник судья успел прочитать порядка 100 страниц приговора, при этом большая часть текста совпадает с обвинительным заключением, которое насчитывает 14 томов по 300 листов.
Адвокат Ходорковского Карина Москаленко сообщила в понедельник, что планирует обжаловать выносящийся обвинительный приговор.
Приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева практически полностью совпадает с обвинительным заключением, составленным прокуратурой, заявил в свою очередь журналистам адвокат Лебедева Константин Ривкин.
"Безусловно, чтение приговора завершится в этом году. У меня есть ощущение, что его текст составляет 250-300 листов и написан 14-м шрифтом с полуторным интервалом. Я полагаю, что он справится за четыре дня", - сказал адвокат экс-главы ЮКОСа Юрий Шмидт.
Защита обвиняемых была расстроена выносимым решением. По словам Москаленко, скорее всего, исходя из признанных судом за обвиняемыми преступлений, срок назначенного наказания будет достаточно большим.
ДАЛЬШЕ - БЕЗ СМИ
Журналистов после перерыва не пустили в зал суда, несмотря на то, что заседание проходит в открытом режиме.
Более чем через два часа чтения обвинительного приговора судья Виктор Данилкин объявил 15-минутный перерыв, во время которого пресса собирала комментарии у сторон.
По окончании перерыва судебные приставы не пустили журналистов в суд, заявив, что оглашение приговора возобновилось. Однако уже после этого в зал прошли и прокуроры, и адвокаты.
АЛЕКСЕЕВА: ГЕРОИ - ЭТО РЕДКОСТЬ
Обвинительный приговор по второму делу в отношении экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "Менатеп" был предсказуем, судья должен быть героем, чтобы вынести оправдательный вердикт, считает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
"В свое время давала 5% на оправдательный приговор. Для того, чтобы вынести по этому процессу оправдательный приговор, судья Данилкин должен был быть героем. Но мы не можем от каждого требовать, чтобы он был героем. Герои - это все-таки редкость, а судья Данилкин, несомненно, испытывал огромное давление, поэтому можно было предполагать, что будет обвинительный приговор", - сказала Алексеева .
ЧИТАЛИ И УЛЫБАЛИСЬ
То, что приговор носит обвинительный характер, подсудимые восприняли спокойно. Всем присутствующим в зале разрешили слушать приговор сидя. Лебедев сразу начал читать книгу, Ходорковский перебирал листы с рукописным текстом. Он был удивлен количеством присутствующей в зале прессы. На вопросы о настроении ничего не отвечал, а только улыбался и кивал головой.
Потом Ходорковский, скрестив руки на груди, начал рассматривать публику в зале.