Господдержка РЖД в 2011г сократится на 24%, до 89 млрд руб - материалы компании
9 декабря 2010 года

Объем господдержки ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) в 2011 году составит 89,029 миллиарда рублей против 117,1 миллиарда рублей в текущем году, следует из материалов компании.

Объем господдержки, выделенной РЖД на текущий год, составляет 160,724 миллиарда рублей. Однако из них 43,6 миллиарда рублей (из них 20 миллиардов рублей - на сочинские проекты, 20 миллиардов рублей - на капитальный ремонт, 3,6 миллиарда рублей - на организацию пассажирских перевозок между Владивостоком и аэропортом Кневичи), будут, скорее всего, получены и израсходованы РЖД в 2011 году. Постановление правительства РФ о выделении этих средств было подписано в начале декабря текущего года. Таким образом, в текущем году РЖД получает 117,1 миллиарда рублей.

На следующий год господдержка для компании определена в размере 45,429 миллиарда рублей. Таким образом, в 2011 году с учетом получаемых средств в размере 43,6 миллиарда рублей с предыдущего года РЖД получит 89,029 миллиардов рублей господдержки.

Господдержка на 2012 год предполагается в размере 67,977 миллиарда рублей, на 2013 год - 502 миллиона рублей.

Сейчас активно обсуждается вопрос о росте тарифов в 2012 и 2013 годах - согласно прогнозу, он составит 7,4% и 6,4% соответственно. Однако РЖД по утвержденной правительством методике расчета инфраструктурного тарифа подсчитало, что он должен вырасти в 2012 году на 23%, говорил Якунин. Он пояснял, что для РЖД по данной методике рассчитан тот рост тарифа, который должен обеспечить минимальную инвестиционную программу и программу капитального ремонта. По его словам, компания не настаивает именно на таком росте тарифа, но если будет принято решение оставить индексацию, например, на уровне 7,4%, то оставшуюся часть должно компенсировать правительство. По расчетам РЖД, эта сумма может составить 146,8 миллиарда рублей. Иначе РЖД будет вынуждено сократить 42 тысячи человек, отказаться от 50% закупок моторовагонного подвижного состава и трети закупок тягового подвижного состава, предупреждал Якунин.

Представители РЖД отмечали, что дефицит инвестпрограммы в 2011 году будет покрыт в основном за счет продажи пакетов акций крупных дочерних компаний. В 2012 году таких средств у компании не будет.

Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ. Несколько лет проводилось сдерживание железнодорожных тарифов. Это привело к тому, что рост цен в промышленности с 2003 по 2008 года в 1,4 раза превысил показатели индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

РЖД в 2003-2008 годах не получало субсидий от государства и всю инвестиционную программу финансировало за свой счет, привлекая заемные средства и реализую совместные проекты (исключение составляют субсидии на пассажирские перевозки с 2008 года).

"Это было возможно благодаря стабильным доходам от грузовых перевозок. В этот период обеспечен прирост погрузки на 12,3%, грузооборота нетто - на 26,8%", - говорится в материалах.

Однако в кризисный 2009 год государство приняло решение о снижении параметров индексации грузовых тарифов компании с экономически обоснованных 14% до 8% в среднем по году в связи с необходимостью поддержать российскую экономику. Разрыв в доходах государство компенсировало субсидией в размере 50 миллиардов рублей.

В 2010-2011 годах грузовые тарифы индексируются более низкими темпами, чем это было предусмотрено в предварительных прогнозах Минэкономразвития. Таким образом, заключается в материалах, в течение нескольких лет накопился "дефицит" тарифных источников финансирования операционной и инвестиционной деятельности.